Блокировка аккаунтов продавцов на маркетплейсах Казахстана: последствия за налоговые нарушения и новые требования по НДС в 2027 году

29-07-2026, 14:07 Бизнес 6 Айгерим
В Казахстане планируется блокировка аккаунтов продавцов на маркетплейсах за налоговые нарушения. Новые правила уплаты НДС вступят в силу с 2027 года.

Изменения в Налоговом кодексе Казахстана для маркетплейсов

В Казахстане рассматриваются поправки в Налоговый кодекс, которые могут существенно изменить правила работы маркетплейсов с 2027 года. Ключевые нововведения включают возможность блокировки аккаунтов продавцов за нарушения налогового законодательства и новый порядок уплаты НДС при продаже товаров иностранными продавцами через казахстанские интернет-площадки.

Блокировка аккаунтов продавцов

Одним из основных изменений станет новая статья 89-1 Налогового кодекса, предусматривающая приостановление реализации товаров на интернет-ресурсе или маркетплейсе по решению налогового органа.

Основанием для блокировки станет неисполнение в установленный срок:

  • уведомления об устранении нарушений налогового законодательства;
  • уведомления о расхождениях, выявленных по результатам камерального контроля.

После получения решения налогового органа владелец интернет-площадки должен будет в течение трех рабочих дней заблокировать возможность реализации товаров таким продавцом. После устранения нарушений налоговый орган примет решение об отмене блокировки, а маркетплейс обязан восстановить доступ продавца к торговле.

Причины введения новых мер

Необходимость таких мер разработчики объясняют результатами анализа рынка электронной торговли. По их данным, через маркетплейсы реализовано товаров более чем на 2 трлн тенге, при этом свыше 200 млрд тенге пришлось на товары, происхождение которых не подтверждено соответствующими документами. По таким фактам налоговыми органами уже направлены уведомления по результатам камерального контроля.

Изменение порядка уплаты НДС

Еще одной важной поправкой станет изменение порядка уплаты НДС при реализации товаров иностранными продавцами. Предлагается установить, что плательщиком НДС будет признаваться интернет-площадка — резидент Республики Казахстан, через которую иностранное лицо реализует товары или оказывает услуги в электронной форме физическим лицам — резидентам Казахстана.

Облагаемым оборотом будет считаться реализация товаров и услуг иностранного продавца, осуществленная через казахстанский маркетплейс в адрес физических лиц.

Конкуренция с иностранными продавцами

Как отмечают разработчики поправок, сегодня иностранные продавцы из Китая, Турции и других стран реализуют товары через казахстанские маркетплейсы. При этом в стране экспортера НДС по таким операциям не уплачивается, а казахстанская интернет-площадка также не является плательщиком НДС по этим товарам. В результате себестоимость продукции иностранных продавцов оказывается ниже, чем у отечественных компаний, что ставит казахстанский бизнес в менее выгодные конкурентные условия.

Цели новых норм

По мнению авторов законопроекта, новые нормы позволят сократить объем теневой экономики, обеспечить подтверждение происхождения товаров и создать равные условия налогообложения для отечественных и иностранных продавцов.

Поправки находятся на стадии рассмотрения и могут вступить в силу с 1 января 2027 года.

Поделиться:
Все изображения и материалы в публикации получены из открытых источников. Если вы являетесь правообладателем, ознакомьтесь с информацией для правообладателей.