Алматы на пути к чистому воздуху: уроки Пекина в борьбе со смогом

Алматы стабильно занимает места в международных рейтингах городов с самым загрязненным воздухом. Угольные ТЭЦ, автомобили, частный сектор и здания, препятствующие воздушным потокам, создают такую тяжелую обстановку, что загрязненность воздуха становится заметной даже визуально. Как же помочь городу? Корреспондент, находящийся в Китае, изучил опыт Пекина, где ситуация была еще хуже, но сейчас жители столицы КНР наслаждаются чистым небом и свежим воздухом. Как им это удалось и можно ли применить их опыт в Алматы? – об этом подробнее в нашем материале.
Ситуация в Алматы
По данным Казгидромета, в 2024 году уровень загрязнения воздуха в Алматы достиг критической отметки и классифицируется как "очень высокий". Основные вредные вещества – микрочастицы (PM2.5 и PM10), оксид углерода, диоксид серы и азота, формальдегид.
Причины загрязнения известны и неоднократно обсуждались экологами: быстрый рост населения, урбанизация, увеличение числа автомобилей, слабое развитие общественного транспорта и высокая зависимость от угля для отопления и выработки электроэнергии.
"Город проектировался на одно количество населения – около 500 тысяч – а сейчас в нем проживают более двух миллионов человек. Плюс сколько въезжающих в город ежедневно. Сколько бы мы ни говорили о качестве атмосферного воздуха, ситуация лишь усугубляется. Необходимо вводить некоторые ограничения, которые понравятся не всем", – говорит эколог-эксперт, председатель общества охраны природы Айжан Скакова.
Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Модератор инициативы "Чистый воздух Алматы", экоактивист и экономист Асет Наурызбаев называет ситуацию с воздухом в городе критической.
"Согласно исследованиям, каждый четвертый алматинец страдает заболеваниями, связанными с загрязнением воздуха. Из этого следует, что из ста родившихся абсолютно здоровыми детей двадцать пять со временем заболеют. И вина в этом будет наша, взрослых. Поэтому ситуация критическая", – отметил он.
Как Пекин справился с подобной проблемой?
Те, кто бывал в Пекине около 15 лет назад, помнят, что там была очень похожая ситуация. Смог был настолько густым, что людям приходилось носить маски. Видимость иногда была практически нулевой, и даже при проветривании в квартиры попадала дымка.
Сейчас ситуация изменилась. Это чистый и зеленый город, где большую часть года видно голубое небо. Ходить в масках больше не нужно, а смог образуется гораздо реже, в основном зимой.
Вот какие меры были приняты для улучшения ситуации:
- У чиновников есть KPI – рейтинг, связанный с ответственностью за нарушения в области загрязнения воздуха. Контроль качества воздуха цифровизирован, и если есть превышения, об этом сразу становится известно. Если нарушений много, у чиновника накапливаются "отрицательные баллы", что может привести к увольнению или понижению в должности.
- Запрет на передвижение автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями в определенные дни. Ограничения привязаны к последней цифре госномера. Например, автомобили с номерами, заканчивающимися на 1 и 3, не могут выезжать по понедельникам и средам.
- Искусственные трудности в получении госномера для бензиновых и дизельных автомобилей. Госномер разыгрывается в лотерею, и ожидание может занять месяцы. Для электромобилей таких проблем нет.
- Строительство многоуровневых развязок помогает разгружать улицы и избегать пробок.
Пекин. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван Сухоруков
- Заводы и фабрики, загрязняющие воздух, перенесены за пределы города, что резко сократило количество выбросов.
- Переход на газовое и электрическое отопление. Угольного отопления осталось немного, и многие жители используют газовое или электрическое оборудование.
- Субсидии на общественный транспорт делают его доступным: проезд на метро стоит 3 юаня (около 210 тенге), на автобусе – 1 юань (около 70 тенге). Это стимулирует людей пересаживаться на общественный транспорт.
- Установка стоянок с общедоступными велосипедами и развитие инфраструктуры для двухколесного транспорта.
Велосипеды в Пекине. Фото: ©️ Иван Сухоруков
Применимость опыта Пекина для Алматы
Мы поинтересовались мнением алматинских экологов и активистов о применимости опыта Пекина в Алматы.
"С KPI очень правильная идея, но у нас, к сожалению, не рейтингуются чиновники. По номерам есть отрицательный опыт, так как богатые могут позволить себе несколько автомобилей, а небогатые – нет. Тем не менее, это действенная мера. Переход на газ уже осуществляется, общественный транспорт дотируется, но его нужно развивать. Велодорожки необходимо развивать не только для велосипедов, но и для самокатов", – считает экоактивист Асет Наурызбаев.
Эколог-эксперт Айжан Скакова подчеркивает, что проблема загрязнения воздуха требует комплексного подхода и участия всех сторон: граждан, бизнеса и властей. С 1 января 2025 года вступает в силу норма об обязательной установке автоматизированных систем мониторинга выбросов на промышленных предприятиях, но не везде они установлены.
"Необходимо решать вопросы с транспортом, ТЭЦ и печным отоплением. Да, население Алматы растет, застройка активна, и климат не способствует рассеиванию загрязняющих частиц. Поэтому нужны политическая воля и решительные действия – не бояться устранять проблемы! Алматы имеет особый статус, что позволяет внедрять экологические подходы, и этим нужно пользоваться, пока не стало поздно", – добавила эксперт.
Вспоминается недавнее заявление экс-акима Алматы Ерболата Досаева, который не смог пообещать быстрое решение экологических проблем, сказав: "Слово не дам, но выбросы снизим". Он также посетил Пекин в начале года, чтобы ознакомиться с принципами развития столицы Китая и подчеркнул, что "Алматы и Пекин следуют схожему пути развития".
Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Эколог Айжан Скакова выделила несколько направлений, на которые стоит обратить внимание:
- Сокращение использования угля – критически важная мера, особенно в частном секторе. Без газификации население будет продолжать использовать уголь.
- ТЭЦ – перевод на газ улучшит ситуацию, но не решит ее полностью.
- Транспорт – необходимо ужесточение контроля за техосмотром, запрет эксплуатации машин без катализаторов и расширение парка экотакси.
Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
- Создание экозон с ограничением въезда для автомобилей, не соответствующих стандартам.
- Перенос промышленных предприятий за пределы города требует политической решимости и компенсационных механизмов для бизнеса.
"Опыт Китая показывает, что борьба за чистый воздух – это не только вопрос технологий, но и политической решимости, институциональной подотчетности и широкой поддержки со стороны населения. Алматы может и должно адаптировать успешные меры, но без волевых шагов и межведомственного взаимодействия это останется только на бумаге", – резюмировала эколог.
Ранее был опубликован спецпроект о состоянии воздуха в Алматы, где представлены мнения экспертов и истории людей, страдающих от экологической обстановки.
-
Судьба спорткомплекса в Атырау определена спустя 7 лет: подробности2-06-2025, 17:33 7
-
Атырау снова окутал резкий запах гари1-06-2025, 18:03 3
-
Судьба спорткомплекса в Атырау определена спустя 7 лет: подробности2-06-2025, 17:33 7
-
Казгидромет предупредил жителей Алматы и Атырау9-05-2025, 09:22 6
-
Гигантские пауки вызывают страх у жителей пригорода Атырау27-05-2025, 18:33 6
-
Атырау снова окутал резкий запах гари1-06-2025, 18:03 3