Алматы на пути к чистому воздуху: уроки Пекина в борьбе со смогом

Алматы продолжает сталкиваться с высокой загрязненностью воздуха, что связано с ростом населения и зависимостью от угля. Эксперты обсуждают опыт Пекина в решении аналогичных проблем и предлагают меры для улучшения экологической ситуации в городе.
Алматы на пути к чистому воздуху: уроки Пекина в борьбе со смогом

Алматы стабильно занимает места в международных рейтингах городов с самым загрязненным воздухом. Угольные ТЭЦ, автомобили, частный сектор и здания, препятствующие воздушным потокам, создают такую тяжелую обстановку, что загрязненность воздуха становится заметной даже визуально. Как же помочь городу? Корреспондент, находящийся в Китае, изучил опыт Пекина, где ситуация была еще хуже, но сейчас жители столицы КНР наслаждаются чистым небом и свежим воздухом. Как им это удалось и можно ли применить их опыт в Алматы? – об этом подробнее в нашем материале.

Ситуация в Алматы

По данным Казгидромета, в 2024 году уровень загрязнения воздуха в Алматы достиг критической отметки и классифицируется как "очень высокий". Основные вредные вещества – микрочастицы (PM2.5 и PM10), оксид углерода, диоксид серы и азота, формальдегид.

Причины загрязнения известны и неоднократно обсуждались экологами: быстрый рост населения, урбанизация, увеличение числа автомобилей, слабое развитие общественного транспорта и высокая зависимость от угля для отопления и выработки электроэнергии.

"Город проектировался на одно количество населения – около 500 тысяч – а сейчас в нем проживают более двух миллионов человек. Плюс сколько въезжающих в город ежедневно. Сколько бы мы ни говорили о качестве атмосферного воздуха, ситуация лишь усугубляется. Необходимо вводить некоторые ограничения, которые понравятся не всем", – говорит эколог-эксперт, председатель общества охраны природы Айжан Скакова.

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Модератор инициативы "Чистый воздух Алматы", экоактивист и экономист Асет Наурызбаев называет ситуацию с воздухом в городе критической.

"Согласно исследованиям, каждый четвертый алматинец страдает заболеваниями, связанными с загрязнением воздуха. Из этого следует, что из ста родившихся абсолютно здоровыми детей двадцать пять со временем заболеют. И вина в этом будет наша, взрослых. Поэтому ситуация критическая", – отметил он.

Как Пекин справился с подобной проблемой?

Те, кто бывал в Пекине около 15 лет назад, помнят, что там была очень похожая ситуация. Смог был настолько густым, что людям приходилось носить маски. Видимость иногда была практически нулевой, и даже при проветривании в квартиры попадала дымка.

Сейчас ситуация изменилась. Это чистый и зеленый город, где большую часть года видно голубое небо. Ходить в масках больше не нужно, а смог образуется гораздо реже, в основном зимой.

Вот какие меры были приняты для улучшения ситуации:

  • У чиновников есть KPI – рейтинг, связанный с ответственностью за нарушения в области загрязнения воздуха. Контроль качества воздуха цифровизирован, и если есть превышения, об этом сразу становится известно. Если нарушений много, у чиновника накапливаются "отрицательные баллы", что может привести к увольнению или понижению в должности.
  • Запрет на передвижение автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями в определенные дни. Ограничения привязаны к последней цифре госномера. Например, автомобили с номерами, заканчивающимися на 1 и 3, не могут выезжать по понедельникам и средам.
  • Искусственные трудности в получении госномера для бензиновых и дизельных автомобилей. Госномер разыгрывается в лотерею, и ожидание может занять месяцы. Для электромобилей таких проблем нет.
  • Строительство многоуровневых развязок помогает разгружать улицы и избегать пробок.

Пекин. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван СухоруковПекин. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван Сухоруков

  • Заводы и фабрики, загрязняющие воздух, перенесены за пределы города, что резко сократило количество выбросов.
  • Переход на газовое и электрическое отопление. Угольного отопления осталось немного, и многие жители используют газовое или электрическое оборудование.
  • Субсидии на общественный транспорт делают его доступным: проезд на метро стоит 3 юаня (около 210 тенге), на автобусе – 1 юань (около 70 тенге). Это стимулирует людей пересаживаться на общественный транспорт.
  • Установка стоянок с общедоступными велосипедами и развитие инфраструктуры для двухколесного транспорта.

Велосипеды в Пекине. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван СухоруковВелосипеды в Пекине. Фото: ©️ Иван Сухоруков

Применимость опыта Пекина для Алматы

Мы поинтересовались мнением алматинских экологов и активистов о применимости опыта Пекина в Алматы.

"С KPI очень правильная идея, но у нас, к сожалению, не рейтингуются чиновники. По номерам есть отрицательный опыт, так как богатые могут позволить себе несколько автомобилей, а небогатые – нет. Тем не менее, это действенная мера. Переход на газ уже осуществляется, общественный транспорт дотируется, но его нужно развивать. Велодорожки необходимо развивать не только для велосипедов, но и для самокатов", – считает экоактивист Асет Наурызбаев.

Эколог-эксперт Айжан Скакова подчеркивает, что проблема загрязнения воздуха требует комплексного подхода и участия всех сторон: граждан, бизнеса и властей. С 1 января 2025 года вступает в силу норма об обязательной установке автоматизированных систем мониторинга выбросов на промышленных предприятиях, но не везде они установлены.

"Необходимо решать вопросы с транспортом, ТЭЦ и печным отоплением. Да, население Алматы растет, застройка активна, и климат не способствует рассеиванию загрязняющих частиц. Поэтому нужны политическая воля и решительные действия – не бояться устранять проблемы! Алматы имеет особый статус, что позволяет внедрять экологические подходы, и этим нужно пользоваться, пока не стало поздно", – добавила эксперт.

Вспоминается недавнее заявление экс-акима Алматы Ерболата Досаева, который не смог пообещать быстрое решение экологических проблем, сказав: "Слово не дам, но выбросы снизим". Он также посетил Пекин в начале года, чтобы ознакомиться с принципами развития столицы Китая и подчеркнул, что "Алматы и Пекин следуют схожему пути развития".

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Эколог Айжан Скакова выделила несколько направлений, на которые стоит обратить внимание:

  • Сокращение использования угля – критически важная мера, особенно в частном секторе. Без газификации население будет продолжать использовать уголь.
  • ТЭЦ – перевод на газ улучшит ситуацию, но не решит ее полностью.
  • Транспорт – необходимо ужесточение контроля за техосмотром, запрет эксплуатации машин без катализаторов и расширение парка экотакси.

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

  • Создание экозон с ограничением въезда для автомобилей, не соответствующих стандартам.
  • Перенос промышленных предприятий за пределы города требует политической решимости и компенсационных механизмов для бизнеса.

"Опыт Китая показывает, что борьба за чистый воздух – это не только вопрос технологий, но и политической решимости, институциональной подотчетности и широкой поддержки со стороны населения. Алматы может и должно адаптировать успешные меры, но без волевых шагов и межведомственного взаимодействия это останется только на бумаге", – резюмировала эколог.

Ранее был опубликован спецпроект о состоянии воздуха в Алматы, где представлены мнения экспертов и истории людей, страдающих от экологической обстановки.

Может быть интересным