Казахстан: малые высоты как ключ к экономическому росту на фоне глобальных вызовов

Несколько лет назад концепция аэротакси казалась чем-то из области фантастики. Однако сегодня многие страны Азии, Европы и Ближнего Востока активно разрабатывают инфраструктуру для полетов дронов и электрических летательных аппаратов вертикального взлета (eVTOL). Первые коммерческие рейсы уже проходят в таких городах, как Дубай, Сингапур и Токио. Казахстан также начинает следовать этому тренду: 29 мая в Астане на международном форуме Astana International Forum будет обсуждаться развитие городской воздушной мобильности и экономики малых высот.
Что такое UAM и LAE?
Городская воздушная мобильность (UAM) представляет собой концепцию транспортировки людей и грузов в городах с помощью eVTOL, дронов и автономных воздушных такси. Эта идея была впервые разработана в США, и сейчас аналогичные проекты активно развиваются в других странах. Например, в Китае реализуется система UTMISS, а в Израиле — национальная программа по развитию беспилотных летательных аппаратов.
Экономика малых высот (LAE) охватывает широкий спектр услуг и решений, работающих на высоте до 3000 метров, включая грузовые дроны и аэротакси. По прогнозам, рынок LAE в ближайшие пять лет может достичь десятков миллиардов долларов.
Преимущества UAM включают снижение пробок, экологичность и быстрое перемещение (например, 30 км за 10-15 минут). Однако существуют и проблемы, такие как необходимость регулирования полетов и высокая стоимость, что делает эту технологию доступной пока только для бизнеса. На рынке уже работают несколько ведущих компаний, которые развивают городскую воздушную мобильность.
Для успешного внедрения UAM важны не только технические решения, но и понимание стратегий, правил безопасности и интеграции LAE в существующую транспортную и цифровую инфраструктуру.
Иллюстрация: Nasa.gov
Где это возможно?
Министерство транспорта Казахстана уже рассматривает создание центра тестирования летательных аппаратов для формирования будущего центра компетенций. В рамках рабочей группы по вопросам UAM будут проработаны вопросы регулирования полетов аэротакси и подготовлены необходимые изменения в законодательство.
Первым городом, где будут внедряться инновации, станет Alatau City, который строится в 50 км от Алматы. Этот новый город будет включать в себя элементы PropTech, цифровые юрисдикции и транспортные инновации, такие как LAE и UAM. Поскольку город создается с нуля, здесь можно будет заложить центры управления воздушным движением и безопасные маршруты полета.
Темы воздушной мобильности также будут обсуждаться на Astana International Forum, где спикеры, включая экспертов из ведущих компаний, оценят потенциал Казахстана в этой области.
Мнения экспертов о летающем транспорте
Архитектор-урбанист Владислав Филатов отметил, что реализация UAM в мегаполисах, таких как Алматы, может быть сложной. По его словам, необходимо учитывать сложный рельеф и существующий трафик, а также разработать безопасные воздушные коридоры и интегрировать вертипорты в городскую инфраструктуру.
Филатов также подчеркнул, что внедрение летающего транспорта может изменить городское пространство и транспортную систему. Грузовые дроны могут оптимизировать логистику, а беспилотные аппараты — использоваться для мониторинга городской инфраструктуры и экстренной помощи.
Командир воздушного судна Виталий Евгеньев добавил, что среда на малой высоте в Алматы менее предсказуема, чем на высоте. Он отметил, что добавление летающих такси потребует новой инфраструктуры и строгого контроля.
Бахтияр Кучкаров, руководитель проектного офиса авиационного учебного центра, подчеркнул, что для успешного внедрения UAM необходимо создать систему управления воздушным движением, которая позволит отслеживать все воздушные аппараты в реальном времени.
Кучкаров также отметил, что для внедрения UAM нужны не только технологии, но и продуманное регулирование, социальная адаптация и поддержка государства. Это может быть достигнуто через создание экспериментальных проектов, где можно безопасно тестировать новые технологии.
-
Гигантские пауки вызывают страх у жителей пригорода Атырау27-05-2025, 18:33 3
-
Первоклассница потеряла фалангу пальца на уличном тренажере в школе Атырау26-05-2025, 22:03 1
-
Казгидромет предупредил жителей Алматы и Атырау9-05-2025, 09:22 5
-
Срок в один год: жители Атырау жалуются на состояние детских площадок2-05-2025, 16:52 4
-
Гигантские пауки вызывают страх у жителей пригорода Атырау27-05-2025, 18:33 3
-
Первоклассница потеряла фалангу пальца на уличном тренажере в школе Атырау26-05-2025, 22:03 1