Серьезный риск: депутат возмутился по поводу ирландской "национальности" самолета Air Astana

Депутат Бакытжан Базарбек поднял вопрос о рисках, связанных с регистрацией авиапарка Air Astana в Ирландии, что, по его мнению, делает компанию ирландской. Он осудил траты казахстанского бюджета на поддержку иностранной авиакомпании. Министр транспорта отметил, что подобная регистрация обычна в международной практике.
Серьезный риск: депутат возмутился по поводу ирландской "национальности" самолета Air Astana

Член Мажилиса Бакытжан Базарбек отметил, что авиапарк компании Air Astana не является собственностью Казахстана, и это создает значительные риски.


По его словам, авиакомпания оформила регистрацию своих самолетов в других государствах.



"Мы знаем, что самолеты Air Astana были зарегистрированы на Карибских островах, в частности в Арубе. Позже все воздушные суда были зарегистрированы в Ирландии. Согласно 17 статье Конвенции по гражданской авиации, авиационные суда получают национальность страны, где они зарегистрированы. Это означает, 50 воздушных судов Air Astana зарегистрированы в Ирландии. По указанным нормам конвенции, фактически Air Astana – это ирландская компания. С бюджета выделяются миллиарды субсидий на не казахстанскую компанию", - подчеркнул Базарбек в ходе правительственного часа в Мажилисе.



Он добавил, что согласно 18 статье Конвенции по гражданской авиации двойная регистрация не допускается, подобно двойному гражданству.



"Согласно статье 20 Кейптаунской конвенции о международной гарантии на подвижное оборудование, регистрация в каком-либо государстве происходит только с согласия другой стороны. Получил ли наше правительство разрешение на регистрацию судов в Ирландии? Есть ответ: в 2012 году наше правительство ратифицировало документ, согласно которому Air Astana регистрирует весь авиапарк в Ирландии, и Казахстан это одобряет.


Таким образом, зачем мы выделяем миллиарды на поддержку нашей авиакомпании? Это ирландская авиакомпания. Ирландия является международным центром авиационного лизинга и не требует сертификации для данной деятельности. Налог на прибыль для авиационных лизинговых компаний составляет 1,25 процента. Поэтому выгодно находиться в Ирландии, но есть риск, что в критической ситуации эти самолеты останутся в Ирландии", - разъяснил депутат.



Позже Базарбек жестко обратился к директору компании Питеру Фостеру.



"Не обижайтесь, пожалуйста, это вопрос национальных интересов. Когда вы общаетесь с лордами в палате представителей, вы говорите иначе и представляете все необходимые материалы. Это национальный Парламент, Мажилис, и уважайте народ. Народ пострадал от действий Air Astana, - подытожил депутат.



Во время обсуждения этого вопроса в кулуарах Мажилиса журналисты обратились к министру транспорта Марату Карабаеву.



"Такой угрозы нет (остаться без самолетов). Авиакомпания зарегистрирована на территории Республики Казахстан. Речь идет о регистрации самолетов. Это известная практика в международной практике, многие страны применяют такую процедуру. Это связано с различными факторами, включая обеспечение страховых полисов. Поэтому компании принимают такие решения", - объяснил министр.



Он также отметил, что часть средств компании была приобретена в лизинг, и эти самолеты уже были зарегистрированы в иных государствах.


Поделиться: