Калуга: Авто из Китая — шанс на экономию или источник хлопот?
На казахстанских дорогах наблюдается рост числа автомобилей с китайскими шильдиками, что побуждает автолюбителей задуматься о возможности самостоятельной поездки в Китай для покупки автомобиля. Однако, как показывает практика, этот процесс сопряжен с множеством сложностей и рисков.
Проблемы с документами и легализацией
По словам автоэксперта Романа Масленникова, первое, с чем сталкивается гражданин Казахстана, решивший лично приехать в Китай, - это юридические барьеры. Для управления автомобилем на территории Китая необходимы временные номера и временное водительское удостоверение.
"Чтобы просто прокатиться по Китаю на купленной машине, мне пришлось оформлять временные номера и временное водительское. Без местной помощи это невозможно. И стоит, поверьте, не 100 и не 300 долларов", - объяснил эксперт.
Сложности коммуникации
Эксперт также отмечает, что для успешной покупки автомобиля в дилерском центре в Китае необходимо иметь надежного посредника, который сможет помочь в поиске и общении с продавцами. Частные лица могут столкнуться с игнорированием их запросов со стороны китайских автосалонов.
"Когда я впервые задумался заняться этим сам - без посредников, напрямую через онлайн-площадки, быстро понял: с моим уровнем китайского языка и отсутствием местных контактов туда лучше не лезть. Это совершенно чужой мир, своя реальность. Начинаешь вникать, что и как устроено, и становится ясно: риски огромные и обмануть могут буквально на каждом этапе", - рассказал Масленников.
"Когда я впервые задумался заняться этим сам - без посредников, напрямую через онлайн-площадки, быстро понял: с моим уровнем китайского языка и отсутствием местных контактов туда лучше не лезть. Это совершенно чужой мир, своя реальность. Начинаешь вникать, что и как устроено, и становится ясно: риски огромные и обмануть могут буквально на каждом этапе", - рассказал Масленников.
Риск купить "кота в мешке"
Эксперт также предостерегает от покупки автомобилей с вторичного рынка. На первый взгляд, автомобиль может выглядеть нормально, однако за внешним лоском может скрываться сомнительная история.
"Были случаи, когда под видом нормального автомобиля продавали восстановленный (автомобиль - прим.) после серьезных повреждений. Неясно, какие запчасти ставили, какие узлы меняли, а современные китайские машины сильно перегружены электроникой. Там один сбой может повлечь за собой целую цепочку проблем", - отметил эксперт.
Угон и блокировка
Кроме того, Роман Масленников подчеркивает, что некоторые автомобили, находящиеся в лизинге, могут быть проданы за границу без закрытия обязательств перед банком. Это может привести к тому, что такие машины будут объявлены в розыск и заблокированы дистанционно.
"Да, реально были случаи, когда такие машины уезжали в Казахстан и потом вдруг переставали заводиться. Потому что в Китае за них никто не платит, их ставят в розыск как угнанные и блокируют дистанционно. Умные системы это позволяют, особенно у марок типа ZEEKR или Li Auto", - делится эксперт.
Разблокировка в Казахстане возможна, но требует времени и финансовых затрат, и не всегда заканчивается успехом.
Логистика: авто приехало, но не едет
Логистика доставки автомобиля из Китая также может вызвать непредвиденные расходы и проблемы. После того как автомобиль был доставлен до границы, его владельцу может потребоваться помощь для дальнейшего перемещения.
"Представьте: вы привезли машину с местным жителем до границы, он уехал, а вы остались один на один с чужой системой. Никого не знаете, никто не знает вас - и всем сразу видно, что вы в уязвимом положении. Нужно быстро перегнать автомобиль на казахстанскую сторону? Это стоит денег", - отметил Масленников.
По словам эксперта, процесс переправки автомобиля через границу может затянуться, и многие могут попытаться воспользоваться неосведомленностью покупателя.
"Раньше на это уходили недели, сейчас стало быстрее, но фраза "помогу вытащить быстро" все еще в ходу. Запрос может начинаться с 200 долларов, а незнающему человеку могут назвать и 500, и 1000 - особенно если видно, что он без связей и в панике", - объясняет эксперт.
Некоторые люди ждут свои автомобили неделями, и даже после пересечения границы могут возникнуть проблемы.
"Многие случаи есть, когда автомобиль в Казахстане привозят на автовозе, на СВХ (склад временного хранения) ставят, он там как-то ездит, а потом через 2-3 недели садится, допустим, один из аккумуляторов на электричках", - отметил Роман.
Такое происходит часто, так как автомобили могли неправильно прикуривать на границе.
Китай - это не Грузия
В заключение, Роман Масленников подчеркивает, что в погоне за экономией можно столкнуться с множеством проблем. Идея самостоятельной доставки автомобиля из Китая несет в себе больше рисков, чем возможностей.
"Самому везти машину из Китая - идея, которую я никому не посоветую. Это не та страна, где можно разобраться во всем на ходу. Там все работает по своим законам, и, если вы туда без языка, без связей, риски начинают множиться. Обычному человеку лучше даже не пытаться", - объясняет Роман.
Несмотря на близость Китая, процесс доставки автомобиля оттуда сложнее, чем из Грузии, где также есть свои подводные камни, такие как таможенные сборы и транзитные взносы через Россию, которые могут обойтись в значительные суммы.
Если вы все же решите приобрести автомобиль из Китая, Роман советует довериться профессионалам, которые имеют опыт в этом вопросе.
"Я, например, сразу понимал: отдать 1500 долларов за сопровождение - это не трата, а защита своей же инвестиции. Потому что на кону 30 тысяч долларов, которые легко можно потерять, если полезешь в это дело сам. Тут я точно предпочту заплатить и спать спокойно, чем потом месяцами бегать, решая проблемы, которых могло не быть", - отметил эксперт.
Роман Масленников - автомобильный журналист, редактор и ведущий.
-
Как правильно указывать сумму и ставку НДС в выписке АВР и ЭСФ для нерезидента30-06-2025, 16:45 1
-
Как подать форму 270.00 по акциям, если цена приобретения неизвестна1-07-2025, 22:03 1
-
Как оформить поступление и реализацию товара, не ввозя его в Казахстан16-06-2025, 15:51 13
-
Кто должен производить авансовые платежи по КПН в 2025 году24-06-2025, 16:33 11