Убегают от налогов? В КГД прокомментировали "гражданство" самолетов Air Astana

Самолеты авиакомпании Air Astana зарегистрированы в Ирландии, что вызвало обеспокоенность у депутатов о возможных налоговых рисках. Комитет государственных доходов отметил, что это не нарушает казахстанское законодательство и компания продолжает выполнять свои налоговые обязательства в Казахстане.
Убегают от налогов? В КГД прокомментировали "гражданство" самолетов Air Astana

В Комитете государственных доходов прокомментировали ситуацию с регистрацией самолетов Air Astana за границей.


Известно, что воздушные суда данной авиакомпании зарегистрированы вне Казахстана, в частности, в Ирландии. Эта новость вызвала волну обсуждений, в том числе со стороны депутатов, которые выразили озабоченность возможными налоговыми рисками и влиянием на национальные интересы.


Причины регистрации самолетов в Ирландии


Мы обратились в КГД с вопросом о том, является ли регистрация самолетов авиакомпании в Ирландии или других странах способом уклонения от налогов в Казахстане. Ведомство сообщило, что регистрация воздушных судов за рубежом не противоречит законам Казахстана.


Комитет добавил, что Air Astana является значительным налогоплательщиком и находится под вниманием. Согласно Налоговому кодексу Казахстана, компания обязана выполнять свои налоговые обязательства в полном объеме, независимо от места регистрации самолетов.



"Регистрация самолетов в Ирландии и других странах не освобождает организацию от обязанности исчисления и уплаты налогов согласно налоговому законодательству Казахстана. При этом авиакомпания вправе самостоятельно выбирать юрисдикцию для регистрации воздушного судна", — отметили в Комитете.



Воздействие на налоги


В ведомстве подтвердили, что регистрация самолетов за границей не освобождает авиакомпанию от уплаты налогов в Казахстане. Также было разъяснено, что доходы нерезидентов, полученные из источников в Казахстане, подлежат налогообложению на месте выплаты. Это также относится к операциям с оттенком использования самолетов, зарегистрированных в других странах.



"Доходы нерезидентов из источника в Казахстане облагаются налогом согласно разделу 19 Налогового кодекса. Согласно пункту 1 статьи 645 Налогового кодекса, доходы из источников в Казахстане юридических лиц-нерезидентов, деятельность которых не приводит к образованию постоянного учреждения в стране, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без вычетов.


При этом сумма налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к общей сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением некоторых видов доходов", – добавили в КГД.



Согласно данным, исчисление и удержание корпоративного подоходного налога на доходы, облагаемые у источника выплаты, выполняются налоговым агентом:



  • не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам;

  • не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для подачи декларации по корпоративному подоходному налогу, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые могут быть отнесены на вычеты.



"Доходы нерезидентов из источника в Казахстане должны облагаться налогом по ставкам, прописанным статьей 646 Налогового кодекса. При этом Казахстан подписал уже 55 конвенций, касающихся избежания двойного налогообложения, что позволяет налоговому агенту применять нормы таких соглашений в части налоговых льгот или пониженной ставки", – добавили в ведомстве.



Были ли налоговые проверки?


Мы интересовались, проводились ли проверки налоговыми службами в отношении соблюдения налоговых норм компанией в связи с регистрацией самолетов в других странах. КГД ответили, что за последние годы комплексные налоговые проверки компании не проводились, хотя она находится под постоянным мониторингом как крупный налогоплательщик.



"Общий порядок проведения налоговой проверки регламентируется главой 18 налогового кодекса, а также предпринимательским кодексом в тех случаях, когда это не прописано в Налоговом кодексе. В отношении компании комплексные налоговые проверки не проводились в пределах срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса", – уточнили в Комитете.



Также мы узнали, какие налоговые обязательства могут возникнуть у авиакомпании в Казахстане в случае использования самолетов, зарегистрированных за рубежом.



"Налоговые обязательства, возникающие от эксплуатации воздушных судов, зарегистрированных в других странах, зависят от международных соглашений и конвенций по избежанию двойного налогообложения, а также от обязательств по уплате налогов и прочих обязательных платежей в государственный бюджет, предусмотренных как налоговым законодательством, так и другими нормами Казахстана", – сообщили в ведомстве.



Граждане интересуются, почему из бюджета выделяются огромные суммы субсидий на компанию, зарегистрированную за пределами страны, поскольку 50 самолетов Air Astana имеют регистрацию в Ирландии и, по сути, это ирландская организация. Поэтому мы спросили о возможных механизмах, которые предотвращают регистрацию активов с государственной или квазигосударственной биографией за границей для оптимизации налогов.



"Согласно преамбуле Налогового кодекса, "Налоговый кодекс устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует отношения, связанные с установлением, введением, изменением и отменой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также определяет порядок исполнения налоговых обязательств".


Таким образом, разработка механизмов для предотвращения регистрации активов с государственным или квазигосударственным содержанием за рубежом с целью налоговой оптимизации не входит в зону ответственности Комитета государственных доходов.


При этом согласно постановлению Правительства Казахстана от 24 сентября 2014 года №1011, решение вопросов, связанных с государственной политикой в областях налогового и бюджетного регулирования, включая внесение изменений в налоговое законодательство, принадлежит Министерству национальной экономики", – отметили в КГД.



Способы снижения рисков


Мы также выяснили, какие меры предпринимает Комитет для контроля таких ситуаций и снижения возможных рисков для государственного бюджета. Ведомство подчеркнуло, что основной задачей органов государственных доходов является обеспечение своевременной и полной уплаты налогов.



"Задачами органов государственных доходов является соблюдение налогового законодательства Казахстана, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов в бюджет, а также поддержание экономической безопасности страны. В связи с этим налоговый контроль в отношении компании осуществляется на постоянной основе в соответствии с налоговым законодательством", – подытожили в Комитете.



Также было заявлено, что авиапарк компании Air Astana не является казахстанским, что может представлять собой значительные риски. Кроме того, права на воздушные суда были перенесены за границу.


Участники дискуссии также поднимали вопрос высоких цен на авиабилеты, связанные с активностью авиакомпании. Депутат обратился к представителям компании с просьбой рассмотреть данную проблему.


Мы также рассматривали различные ситуации в области авиаперевозок, включая неожиданные задержки и возможные инциденты на маршрутах.